Изменения в законе о безопасности дорожного движения
19 Июля 2017
Поверка тахографов обязательна!!!
14 Апреля 2017

Ремонт тахографа

С 1 апреля 2014 года водителей грузовых авто штрафуют не просто за отсутствие тахографа, но также и за любую неполадку, либо неисправность прибора. «Облавы» Госавтоинспекции обрушились на головы частников и крупных транспортных предприятий, задействованных в грузовых и пассажирских перевозках. Волна проверок и неотвратимых штрафов уже прокатилась по всей стране – и даже официальная отсрочка, данная некоторым категориям авто (как например владельцам транспортных средств с установленными приборами старого образца), не спасает людей от взысканий. Ведь проверяют теперь и такие показатели как корректность работы контрольного устройства, а также соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей. И если тахограф уже давно нуждается в ремонте, то его наличие в панели приборов Вас никак не оправдает.

Ремонт аналогового тахографа

Ремонт тахографов – процедура не настолько редкая, чтобы о ней не помнить. В случае с аналоговыми устройствами, которые состоят из множества технических деталей, замена или починка этих элементов требуется регулярно, по мере их износа. А быстро изнашиваются, в основном, те детали, на которые в процессе эксплуатации тахографа приходится наибольшее механическое воздействие. Частой замене также подлежат пишущие иглы и таходиски.

Мастерская Тахоцентр в Саратове всегда имеет в наличии комплект запчастей для быстрого ремонта аналогового устройства, или, как говорят в простонародье – «шайбы». Однако, как мы знаем, неправомерные действия «автомобильных хакеров» привели к замене обычных «шайб» на цифровые устройства – сначала европейского (ЕСТР), а затем и отечественного образца (СКЗИ) для внутрироссийских перевозок. Починка электронно-механического типа становится всё менее востребованной услугой на рынке автосервиса. И действительно, зачем тратить средства и время, если ликвидация приборов старого образца обязательнадля всех до 1 января 2018 года?

Ремонт цифрового тахографа

Что касается цифровых тахографов, то на сегодняшний день большинство сервисных центров уклончиво отвечают на вопросы, касающиеся ремонтных работ и гарантийного обслуживания. На официальных сайтах некоторых мастерских можно даже найти предупреждающую фразу: «Цифровой тахограф не подлежит ремонту!». Однако, это неверная информация.

Обслуживание тахографов цифрового типа затруднено массой отягчающих обстоятельств. Вот основные из них, касающиеся законодательного регулирования деятельности сервисных центров:

все действия по установке и ремонту тахографов должны осуществляться только официальными сервисными центрами – мастерскими, занесёнными в списки ФБУ «Росавтотранс»;

гарантийный ремонт тахографов производится в мастерских, имеющих аккредитацию предприятия-изготовителя данной конкретной модели.

К этим требованиям также необходимо приплюсовать ещё и трудности в обслуживании блока СКЗИ (а они обязательны к установке):

все работы по активации и ремонту тахографов СКЗИ требуют лицензирования ФСБ;

работы с блоком СКЗИ требуют от сервисных центров и мастерских дополнительных компетенций, программного обеспечения и специализированного оборудования.

Именно последние два пункта зачастую становится камнем преткновения между владельцами авто и мастерскими. Так как от правильной установки и активации прибора с блоком СКЗИ зависит его дальнейшая работа. И если блок был активирован в нелицензированном центре и, в итоге, работает некорректно, то при обращении в официальную мастерскую, Вы получите гарантированный отказ в ремонте. Не станут связываться с Вашим оборудованием и в том случае, если были совершены попытки самостоятельного вскрытия или демонтажа прибора. В целом, любые манипуляции с данными, а также обращения к мастерским, не имеющим всех нужных разрешений «сверху», непременно приведут к отказу лицензированного центра от ремонта цифрового устройства.

Ремонт тахографа «своими руками»: скрытые угрозы

Среди владельцев обычной устаревшей ныне «шайбы», или круглого тахографа, нередки попытки самостоятельного ремонта, или даже «подкрутки» данных. Действительно, разобрать аналоговый прибор не трудно, равно как и повредить при этом мелкие детали, стоимость которых может в 5-10 раз превышать затраты на изначальный ремонт в мастерской. В большинстве случаев «домашняя» починка заканчивается крупными расходами на ликвидацию последствий самостоятельного ремонта.  

Главное отличие цифрового от аналогового тахографа заключается в том, что защита информации обеспечивается невозможностью вскрытия устройства и «наматывания» нужных показателей скорости/пробега и т.д. Это и объясняет тот факт, что цифровое устройство редко подлежит ремонту – ведь прибор изначально сконструирован так, чтобы его не требовалось вскрывать. Любая внутренняя поломка, вероятнее всего, означает неисправность тахографа и необходимость его замены. Если же проблема внешняя, например, износ проводки или неполадки датчиков скорости, то ремонт возможени провести его следует в мастерской.

Самостоятельный ремонт в любом случае опасен, так как влечёт за собой административную ответственность владельца авто. Факт вмешательства определить нетрудно – останутся вскрытыми контрольные пломбы. А если, в итоге, Вы всё-таки доедете до мастерской, то в гарантийном ремонте Вамточно будет отказано!

Так можно ли отремонтировать цифровой тахограф? Ответим встречным вопросом: «А нужно ли?». Как показывает практика, цифровые тахографы не подлежат ремонту только потому, что вообще в нём не нуждаются. Они гораздо надёжнее аналоговых контроллеров. И при правильной установке, активации и поверке, по лицензии ФСБ, в мастерской, внесённой в перечень ФБУ, действующей в соответствии с российским законодательством… и прочее, и прочее – цифровой тахограф просто так не выйдет из строя, и прослужит полный срок его эксплуатации.

Установка и техническое обслуживание тахографа

В чём действительно нуждается цифровое контрольное устройство - так это в регулярном техническом обслуживании: первичной и периодической калибровке.

Часто, в прайсах мастерских можно встретить позицию «проверка-калибровка». Проверка тахографа с его последующей калибровкой означает:проверку корректной работы устройства;

проверку сведений о конкретном приборе в перечнях моделей тахографов и используемого оборудования;
проверку таблички сосведениями о его установке и калибровке;
проверку контрольных пломб;
обновление любых изменившихся параметров

Периодическая калибровка проводится не реже одного раза в два года и каждый раз после:

Проверка-калибровка – основная и обязательная процедура технического обслуживания цифровых тахографов. Она проводится во всех мастерских, имеющих соответствующие разрешения на работы. По окончании проверки владелец автомобиля получает пакет необходимой документации.

Первичная калибровка проводится, соответственно, в момент установки тахографического оборудования. Процедура включает:

установку тахографа и его активизацию;
подключение и активизацию блока СКЗИ;
корректировку установочных данных;
калибровку (проверку) тахографа. 

В заключение, важно отметить, что условия гарантийного сервиса и обслуживания тахографов, а также перечни оказываемых услуг устанавливаются сервисными центрами и мастерскими самостоятельно и индивидуально. Если по какой-либо причине Вам отказали в ремонте по гарантии – это законное право сервисного центра.

Ваша заявка оформлена! В ближайшее время с Вами свяжутся наши специалисты!